e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Обязать рыбака строить холодильники — спорное решение



Обязать рыбака строить холодильники — спорное решение
24.04.2024 Источник: fishnews.ru

В рамках второго этапа инвестквот и крабовых аукционов рыбакам предложили инвестировать не только в новые суда и заводы, но и в объекты портовой инфраструктуры. По словам руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, в ближайшие годы планируется построить шесть логистических комплексов с холодильниками емкостью от 25 до 50 тыс. тонн. «По сути, мы полностью решим вопрос, связанный как с хранением, так и с логистикой до перевалочных портов», — заявил глава ведомства в середине марта на панельной сессии в рамках выставки-форума «Россия».

Но у профессионалов индустрии хранения вызывает сомнения необходимость размещения в рыбных портах дополнительных десятков и даже сотен тысяч тонн холодильных мощностей, как и экономическая эффективность таких решений. Почему появление крупных холодильников в портах вряд ли повлияет на объемы поставок рыбы на внутренний рынок, какие риски для инвестора несут такие проекты и почему построить морозильный склад и эффективно управлять им — это разные вещи, в интервью журналу «Fishnews — Новости рыболовства» рассказал исполнительный директор УК «Грандо» Владислав Агнивин.

— Владислав Владимирович, УК «Грандо» позиционирует себя как логистического оператора. А что именно вы включаете в это понятие? Транспортные услуги, хранение или что-то еще?

— На сегодняшний день наше основное направление развития — это хранение в температурных режимах. УК «Грандо» является крупнейшим держателем и оператором морозильных складов в России. Мы располагаем свыше 140 тыс. кв. м мультитемпературных складских площадей в окрестностях Санкт-Петербурга и обеспечиваем возможность единовременного хранения более 310 тыс. тонн грузов, в том числе 200 тыс. тонн низкотемпературных — от –18°С до –25°С.

Мы на рынке уже 17 лет и за это время накопили огромную экспертизу как в строительстве складов, так и в организации хранения и операционных процессов. Сами проектируем и строим склады, конструкция и характеристики которых сильно отличаются от типовых решений, в том числе по энергоэффективности и экономичности. Разработанные нами ноу-хау позволяют хранить на одном квадратном метре в два с лишним раза больше продукции, чем у большинства игроков на рынке.

Конечно, мы не сразу пришли к таким показателям, на это ушло очень много времени и сил. Думаю, повторить наш путь было бы неимоверно сложно, и дело не только в деньгах. Наша сильная сторона — технологические процессы и, самое главное, интеллектуальные ресурсы, человеческие ресурсы. Нам удалось собрать внутри компании уникальных профессионалов — это и работники складов, и сотрудники IT-отдела, и разработчики WMS-системы, и специалисты по холодильным системам, энергоснабжению, и другие члены нашей большой команды. Все эти люди росли вместе с компанией, проходили этот путь шаг за шагом, чтобы получить те знания, опыт и компетенции, которые в итоге позволили нам оказаться в числе лидеров рынка.

Поэтому УК «Грандо» — это гораздо шире, чем просто логистический оператор. Мы не только предоставляем услуги транспортировки и хранения, но и оказываем огромное количество сопутствующих услуг, которые могут быть интегрированы в производственные процессы наших клиентов. Такие, как стикеровка или перестикеровка, фасовка, маркировка, дополнительная обработка товара, взвешивание, переупаковка и так далее.

Иногда по согласованию с заказчиками мы закупаем производственное оборудование и на своих мощностях проводим дополнительную обработку продукции — например, переборку и фасовку картофеля на сортировочной линии для федеральной сети X5 Retail Group.

Иными словами, мы пытаемся быть максимально полезными нашим клиентам и оказывать им весь спектр услуг: от перевозки и хранения продукции до обработки и помощи с заходом в сеть.

— На рыбную продукцию этот подход тоже распространяется?

— Мы работаем с большинством крупных рыбодобывающих компаний, базирующихся в европейской части России, таких как «Группа ФОР», «Вестрыбфлот», «К-Флот», «Норебо», СЗРК. Обрабатываем и храним уловы, можем отправлять их как на внутренний рынок, так и на внешний. Наши склады аттестованы на экспорт рыбы и морепродуктов в Китай, Корею, Гонконг, ОАЭ, Нигерию, Японию, страны ЕАЭС. Ведущие импортеры — «Юнифрост», РРК, «Агама» — тоже наши клиенты.

Не забывайте, Санкт-Петербург является крупнейшим морским портом в России, через который поступает значительная часть рыбы, не только добываемой в Атлантике, но и импортируемой. Поэтому сделать здесь рыбный хаб, откуда эти потоки дальше распределяются по клиентам, — это наиболее логичный и финансово приемлемый вариант.

Сейчас появляются интересные запросы по трехстороннему сотрудничеству с ритейлом, с конечными потребителями. Возможно, будем оказывать им услуги как хранения, так и дополнительной обработки рыбы и морепродуктов под стандарты сетей.

— Насколько значимой категорией для вас является рыба?

— Наш анализ показывает, что рыба занимает 40–50% объема морозильных грузов. При этом для такой продукции характерна сезонность: ее объемы, лежащие на хранении, в разные месяцы могут сильно отличаться.

Если очень грубо прикинуть, то по году мы примерно 350–400 тыс. тонн рыбы «прокручиваем». То есть к нам приезжает определенная рыба, мы ее храним, отгружаем, потом следующая путина — уже другая рыба прибывает и так далее.

— Получается, через ваши склады проходит до 10% всего рыбного рынка?

— Да, мы стараемся.

— Помимо сезонности, в чем еще вы видите специфику грузопотоков в рыбной отрасли?

— В географии. Более 70% объема добычи рыбы приходится на Дальний Восток, тогда как 60% внутреннего потребления рыбы — это Центр, Поволжье и Северо-Запад. В период путин рыбодобывающие компании сталкиваются с дефицитом складских площадей для хранения замороженной рыбы как в дальневосточных регионах, так и в целом по стране.

Еще одна важная особенность — сезонное удорожание железнодорожных и автоперевозок рыбной продукции с востока на запад, опять-таки в привязке к путинам. Много разговоров про Северный морской путь, но по факту он до сих пор толком не заработал: не хватает лихтеровозов, которые перевозят рыбу, нет четкого графика поставок. Стратегически идея-то правильная — отправлять рыбу с Дальнего Востока в порт Санкт-Петербурга, где ее можно и хранить, и обрабатывать, и развозить туда, куда нужно, но реализация пока далека от совершенства.

Совокупность всех этих факторов приводит к ограничению предложения на внутреннем рынке, росту цен на рыбу и, как следствие, снижению ее потребления. В прошлом году президент поручил разработать комплекс мер для насыщения внутреннего рынка рыбной продукцией по приемлемым ценам. Для этого нужно решить обе задачи: переместить большой объем рыбы с Дальнего Востока в западные регионы РФ и обеспечить долгосрочное хранение.

— А как обстоят дела с наличием холодильных складских комплексов в регионах по пути следования рыбы с востока на запад?

— Думаю, что вдоль Транссиба есть определенный дефицит таких площадей, но эти территории и не являются основным рынком сбыта. Все-таки рыба — это продукт более сложный, более дорогой и направляется преимущественно в европейскую часть России. В большинстве регионов построено то количество морозильных складов, которое удовлетворяет их потребности. А рыба, если она перевозится в современных рефсекциях и контейнерах, может совершенно спокойно путешествовать две-три недели и даже дольше.

— В стремлении развернуть рыбу на российский рынок государство пытается, в том числе путем механизма инвестквот, побудить рыбаков к строительству холодильных складов и других объектов инфраструктуры. Насколько эффективны такие меры и какими могут быть альтернативные решения?

— На мой взгляд, рыбак должен ловить рыбу, а хранить ее, перевозить, обрабатывать — уже задача логиста. Морозильный склад — это сложный для управления актив, при неправильном подходе инвесторы рискуют понести большие убытки.

Рыбаки не должны быть логистами, потому что у них нет экспертного опыта ни в морозе, ни в качественной складской обработке. В этом деле очень много специфических деталей, которые со стороны могут показаться полным издевательством. Рыбаки будут думать: зачем все это, мы поймали рыбу, просто заплатите за нее и заберите. А федеральные сети — а это более 50% потребления — скажут: нет, сначала вы все красиво упакуйте, по порядку разложите и понемножку привозите, причем четко по графику.

Это как если бы мы сейчас арендовали судно и дружным коллективом пошли бы ловить краба или рыбу. Может быть, мы даже что-нибудь бы и поймали, но наша эффективность была бы на порядок ниже, чем у настоящих рыбаков. То же самое и со складом.

В качестве альтернативы государство могло бы оказывать помощь компаниям, которые имеют опыт операционной коммерческой деятельности в управлении крупными складскими логистическими комплексами. Например, субсидировать кредиты на строительство таких объектов или предоставлять под них льготные земельные участки вблизи регионов с максимальным потреблением.

На мой взгляд, действенным стало бы и усиление мер по субсидированию логистики рыбной продукции с востока на запад. К примеру, ввести льготы на транспортировку по Севморпути большого объема рыбы в период путины.

— Значит, вы считаете, что построить холодильник и эффективно им управлять — это разные вещи? Почему?

— Строительство морозильного склада — решаемая задача, но основная эффективность достигается именно за счет управления этим активом. Для достижения хороших показателей необходима круглогодичная загрузка склада на уровне 85%, современное оборудование и программное обеспечение, которое обеспечивает скорость и качество сервиса, наличие обученного линейного персонала, логистическая доступность по отношению к территориям с высоким потреблением. Совокупность этих факторов позволяет оказывать качественные складские и логистические услуги по оптимальным ценам.

А склад, который будет специализироваться только на рыбе, как те объекты, которые нужно строить по условиям крабовых аукционов, сможет обеспечить себе эффективную загрузку только несколько месяцев в году — в период путины. С такой заполняемостью затраты на обслуживание склада и обработку грузов сильно вырастут, что приведет к удорожанию стоимости услуг для клиентов.

— Как вы считаете, где более экономически оправданно размещать новые холодильники — непосредственно в портах, в транспортных хабах или в регионах потребления продукции?

— Строить большие морозильные склады в портах достаточно рискованно, поскольку большая часть рыбных портов — Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Архангельск, Мурманск, Новороссийск — оторвана от регионов с высоким потреблением. Там нет рынка сбыта для таких объемов продукции, просто нет такого населения. Рыба же вылавливается не для того, чтобы на складах лежать, ее должны потреблять люди. Но мы — не Китай, нас не полтора миллиарда, мы все не съедим.

Смысл таких проектов, честно говоря, нам как операторам морозильных складов неясен, как неясен он и рыбодобывающим компаниям, с которыми мы на эту тему общались. По результатам крабовых аукционов только во Владивостоке планируется построить несколько холодильников по 25 тыс. тонн каждый и по холодильнику в Мурманске и Архангельске. И никто не понимает, а что там будет храниться.

Портовый морозильный склад — это по сути история перетарки, когда приходит судно, дальше вся рыба выгружается, лежит неделю-две, а потом перевозится в регион сбыта либо продается за границу. В местах потребления — как правило это СЗФО либо Подмосковье — рыба вновь помещается на склад и дальше уже маленькими партиями уезжает к конечному потребителю. Бывает, в одной машине отправляется 10–15 различных видов рыбы. Везти такую «мультисолянку» напрямую с Дальнего Востока практически невозможно: очень дорого и невыгодно.

В портах нужны перевалочные склады, и им совсем необязательно и даже нежелательно быть слишком большими. Рыбопромышленники, которых обязали построить морозильные комплексы вдоль причалов, уже сейчас осознают, что, скорее всего, те будут недозагружены, и не знают, как это изменить.

С нашей точки зрения, это большая ошибка. Такое чувство, что высокие чины, которые разрабатывали и принимали соответствующие постановления, не проводили никаких экспертиз и расчетов, а просто решили наобум, что вроде складов не хватает — пускай рыбаки их прямо там и строят, раз уж у них деньги есть. Над экономической эффективностью таких проектов, мне кажется, никто не думал.

Исходя из нашего опыта, рациональнее строить морозильные склады большой емкости максимально близко к регионам потребления, таким как Москва или Санкт-Петербург. Это позволит компенсировать сезонные спады поступлений рыбной продукции другими категориями замороженных продуктов — полуфабрикатами, мясом, мороженым.

— Тогда кто, на ваш взгляд, должен участвовать в процессе обсуждения и принятия таких решений и каким образом могла бы выглядеть эта дискуссия?

— Нужен многосторонний диалог, в котором участвуют различные заинтересованные бизнесы. Во-первых, это рыбопромышленные компании, которые добывают эту рыбу. Во-вторых, это независимый логистический оператор, который будет отстаивать интересы и удовлетворять потребности всех участников рынка. В-третьих, это потребитель, в первую очередь ритейл, потому что от стандартов и процессов розничных сетей зависит многое.

Площадок для обсуждения на самом деле хватает. Это различные отраслевые союзы и ассоциации, профессиональные конференции, ведомственные совещания и другие мероприятия. Для себя мы считаем важным подключиться к этой дискуссии, планируем вступать в рабочие группы и доказывать, в том числе на федеральном уровне, правительству и другим чиновникам, что к выбору места расположения складов надо подходить осознанно.

Понятно, что быстро поменять законодательство малореально, и по результатам аукционов какие-то холодильные склады будут построены. Поэтому мы активно консультируем тех рыбаков, которые уже взяли на себя такие обязательства. Рассказываем им, как правильно строить склад, какие есть тенденции, какие технологии, делимся своим опытом и экспертизой. Нашим партнерам мы предлагаем различные формы сотрудничества, вплоть до аренды и управления их складскими площадями.

Знаете, еще год-полтора назад у нас были планы по постройке собственных холодильников и на Дальнем Востоке, и в Мурманске. Но после детального анализа стало понятно, что новые складские комплексы там будут не эффективны как логистически, так и финансово, и мы отказались от этой идеи. Тем удивительнее, что спустя какое-то время были приняты законодательные изменения и строить холодильные мощности обязали уже рыбодобытчиков.

Анна ЛИМ

Комментарии 8

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ    25.04.2024 20:51

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ


Вот говорит профессионал из индустрии хранения и логистики. Лицо, точно незаинтересованное лоббировать что-либо в рыбной отрасли.


"... у нас были планы по постройке собственных холодильников и на Дальнем Востоке, и в Мурманске. Но после детального анализа стало понятно, что новые складские комплексы там будут не эффективны как логистически, так и финансово, и мы ОТКАЗАЛИСЬ от этой идеи. Тем удивительнее, что спустя какое-то время были приняты законодательные изменения, и строить холодильные мощности обязали уже рыбодобытчиков ...".

Вот говорит И.В.Шестаков.

" ... в ближайшие годы планируется построить шесть логистических комплексов с холодильниками емкостью от 25 до 50 тыс. тонн. По сути, мы полностью решим вопрос, связанный как с хранением, так и с логистикой до перевалочных портов ... ».

ВОПРОС.

Это что? Упёртая позиция - НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО. Я прав и мне безразличны мнения профессиональных людей - я сам знаю, что рыбакам надо.


Или просто нужно отчет написать НАВЕРХ, А ТАМ ХОТЬ "ТРАВА НЕ РАСТИ"?

Царь    25.04.2024 23:38

Валентин Валентинович, вы видите всю картину или только её часть? Отколется китай по хранению, корея станет ещё более недружественной и дальше что? Вы в 90м году с транспорантами стояли на площади, когда кусок море Шеварнадзе отдавал "партнерам"? Тогда, значит, вас ничего не смущало, а сейчас вы возмущенны строительством холодильных мощностей. Вот это номер...

Отрасль показывает положительную динамику по вылову, ставятся мировые рекорды добычи, строятся новые суда, береговые заводы, продукция узнаваема по всему миру и тут на тебе... "упертая позиция".

А какая должна быть позиция?

Что мешало вам 20 лет назад треску на переработку с Мурманска не в китай гнать а в Мурманске перерабатывать? Что-то желающих не наблюдалось. А ремонты не в норвегии делать а в Мурманске ? А?
Логист интервью дал и все - истина в последней инстанции.
Суда строить не хотели, отраслевые ассоциации с трибун орали благим матом, что это убьет отрасль. Ну и где их крики сейчас? Убило?
И с логистическим центрами будет все тоже самое. Тренд очевиден.

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ    26.04.2024 07:45

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ


Спасибо за комментарий. Отвечу по существу.


С 1975 года по начало 90-х отечественный рыболовный флот ежегодно добывал более 10 млн. тонн рыбы, то есть в два раза больше, чем теперь. Максимум был с 1986 по 1989 гг. - в среднем по 11,3 млн. в год (данные ЦСУ СССР). В частности, в Мурманский морской рыбный порт ежегодно привозили в среднем 1 млн тонн рыбы. В отдельные годы, когда была мощная мойвенная путина - до 1,3 млн. тонн. Был один холодильный склад на 20 тыс. тонн единовременного хранения и еще один "двухтысячник" на рыбокомбинате.


Логистика, как теперь "это" называют, была почти идеальной - всю рыбу с судов и в Мурманске, и во Владивостоке, и Калининграде выгружали в вагоны, и она ехала по всему Советскому Союзу.


Хранилась рыба на продбазах пищеторгов крупных городов, рядом с рынками сбыта.


Холодильники в рыбных портах предназначались только для непредвиденных сбоев на железной дороге. Извините за мой "французский", ни один дурак в мире не хранит под реализацию рыбу в морских портах, тем более в северных или на островах (полуостровах) Дальнего Востока. Это тупо и дорого. Об этом даже коммунисты знали.


Поэтому в системе Министерства рыбного хозяйства CCCР было построено оптимальное число холодильных складов, которые до сих пор эксплуатируются.

В портовых городах бизнесом было построено несколько новых холодильников в последние три десятилетия, однако, спросите во Владивостоке или в Мурманске - они загружены сейчас? На сколько? Есть несколько пиковых недель весной, когда различные путины, но и то, критических простоев судов не наблюдается.


Китай и Южная Корея "отколятся". Ужас какой!


Для сведения, в СССР практически вся рыбная продукция реализовывалась внутри страны. На экспорт или в обменные операции шли только самые дорогие виды и икра. Ежегодный экспорт с 1975 года составлял от 700 тыс тонн до 1,4 млн тонн в 1990 году. Как минимум, 9 млн. тонн рыбы ежегодно пропускалось через порты и сразу направлялось в крупные города СССР. Сейчас ежегодно на внутренний рынок "едет" не более 2,5 млн. тонн рыбной продукции (товарный вес), включая импорт. О чём мы говорим? О каких дополнительных накопительных холодильниках мы говорим? О каких крупных складах хранения рыбы на Камчатке или Сахалине?

Уважаемые, коллеги из Росрыболовства, пожалуйста, не пугайте Китаем и Кореей, это несерьёзно. Изучите вопрос основательно перед тем, как писать очередные "инвестиционные проекты". Ибо, вы продолжаете погружать рыбную отрасль в значительные непроизводительные затраты. Под дополнительные квоты люди и "ипподром" построят - только умно ли это? Кто оплачивать эти кредиты будет? Население?

Дополнительно. Для сведения. Даже после появления два года назад нескольких "инвестиционных" рыбфабрик в Мурманске, построенных рыбопромышленниками (добывающими компаниями) из-за дополнительных "инвестквот", ежегодный объём производства в береговой переработке (разделки, вообще-то) в регионе не изменился.

И ещё. Если вы уверены в том, что говорите, то представляйтесь, пожалуйста. Чего стесняться?

Царь    26.04.2024 10:16

Валентин Валентинович, доброго дня.
Почему Вы, часто, пытаетесь втянуть «нас» в прошлое. Этим, кстати, многие в отрасли грешат. Не очень рационально сравнивать «тогда» и «сейчас».
1. Было ли столько автомашин и фур для перевозки рыбопродукции ?
2. Была ли такая качественна упаковка товаров?
3. Могли ли люди себе позволить такой ассортимент, какой сейчас есть в сетевых магазинах. Это и: продукты импортного производства; овощи, фрукты, диетическое питание, пищевые добавки и т.д.?
4. Было ли такое количество иностранных покупателей рыбопродукции?
5. Как работал импорт ТМЦ и оборудования?
6. Как работала связь/интернет и т.д?
7. Сколько ловил и перерабатывало судно тогда и сейчас?
8. Нужно ли было столько флота для вылова 10 млн тон, когда сейчас одно судно в год поймало 80 тыс тонн?
Вы хотите сравнить две совершенно разные модели? Удивительно)))
Союз накрылся, в том числе и потому что обвалили цены на нефть и экономика не смогла перестроиться. Сейчас другая ситуация. Санкции не смогли обвалить экономику, а значит модель СССР была частично или даже полностью мертва и сейчас бы она, в том виде, так же бы рухнула. Построили фабрики, но на них, по вашему мнению, переработки мало. Но, простите, это же инвестиции в основные средства. Сегодня они стоят 5 рублей, а через 5 лет уже 10 рублей и т.д.
Почему вы делаете анализ кусками? Какой смысл? В чем и главное зачем вы хотите кого-то убедить?
5 млн тонн хотите вне рыночной модели запихнуть в рот дорогим жителям страны? А вы у них спросили они хотели 9 млн есть в СССР? Или просто выбор был не особо велик. А может просто вы не всей статистикой владеете?
Очень много вопросов. И знаете почему вы не дадите объективную оценку ситуации? Потому что вы мыслите в рамках. Рамки расширьте

PS
А на счет представления.
Царь, очень приятно

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ    26.04.2024 16:23

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ


Много слов и эмоций. Не имеющих никакого отношения к теме холодильных складов "логистических комплексах".



Назвать своё имя комментатор боится.

Царь    26.04.2024 18:46

Логистические комплексы? А что с ними не так? Все идет своим чередом.
Вспоминать ушедшее? Так при предыдущих руководителях ФАР вообще ничего не строилось. Вы за это радеете?
Критика, критика.. Как в аналитику не зайдешь так господин Балашов всё недоволен, все вспоминает о былом. Критиковали новострой в три горла. Начали строить, ввели ловят, рекорды ставят. Опять плохо. Сейчас логистические центры критикуете и руководство между делом.. Это просто фантастика)))) ахахаха.
Вам имя мое нужно знать?
А мне нужно знать где вы все были, как выше писал, когда минтай штатам отдавали, потом рыбу за бугор через офшоры гнали для всяких там китайских магнатов)). Критикуют они логистические центры ахааааа...

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ    26.04.2024 20:09

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ

Про экспорт рыбной продукции, в том числе, и в Китайскую на родную республику - "для всяких там китайских магнатов".

5 марта. /ТАСС/.

"Доходы России от экспорта агропромышленной продукции выросли в 30 раз, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с работниками агропромышленного комплекса" .


Такая вот констатация главой государства рекордного успеха в реализации политики увеличения объёмов экспорта российского продовольствия.

Царь    26.04.2024 21:04

Ну а что вы хотели. Без экспорта никуда

Имя:
E-mail:
Комментарий: